Как плыть, чтобы не утонуть. Как жить, чтобы не утопили

Лектор: Грибов Андрей Юрьевич

В МИЭМе я учился у Сергея Александровича Митрофанова. Это один из основателей ВГТУИПа и талантливый преподаватель. Он преподавал моделирование, но на своих лекциях рассказывал не только, как моделировать окружающую ситуацию или какие-либо процессы, а как выживать вообще. И мы будем говорить не столько о науке, сколько о ее прикладном значении для вашей собственной жизни, о том, «как жить, чтобы не утонуть, и как плыть, чтобы не утопили».1

Модель и решения

Чтобы не только нормально выживать, но и жить хорошо, нужны две простые вещи, которые на самом деле очень непростые:

Изначальность создания неверной модели мира пропагандой

Почему никто? У Платона есть фундаментальная работа «О государстве»2, написанная около 2500 лет назад, от которой потом отталкивались почти все мыслители данной тематики. В этой работе он говорит, что любому государству нужны стражи, и, обучая «стражей государства», не нужно рассказывать им всю правду. Им не надо знать те мифы, где боги передрались между собой и пожрали детей противоборствующих богов. Пусть стражи государства думают, что все боги хорошие, и тогда они будут хорошо нас охранять.

Эта «вводная» о том, как правильно воспитывать детей, студентов и т. д. заложена много лет назад. И она никуда не делась: везде студентов воспитывают не так, как самим студентам надо, а как нужно тем, кто это заказал.

Здесь вам надо быть очень внимательными. В наше время (период 1970-1985 года) было просто: у нас была правящая коммунистическая идеология, и мы с экранов телевизора, с огромного количества плакатов читали лозунги: «СССР – оплот мира!» или «Москва – самая чистая столица в мире!» Нам тогда было легче понять, что написанное не совсем соответствует действительности. Сейчас пропаганда работает более грамотно, и картинка не так сильно расходится с тем изображением, которое вам дают. Поэтому чтобы понимать, где вы находитесь, надо сначала получить яркие примеры несоответствия.

Пример - Оккупация части Ирана 1941 г.

Например, кто из вас в учебнике истории читал о том, что в августе 1941 года наша страна оккупировала часть прилегающего другого государства? А почему об этом знают единицы? Ведь это был очень существенный фактор: группа советских армий вошла в Северный Иран и оккупировала территорию почти до Тегерана. Это не несколько дивизий или корпусов – это Группа армий, три или четыре. (Заметка: посмотрите в интернете, сколько людей было задействовано в том, чтобы просто стоять на какой-то территории – не на нашей, не на российской, не защищать Москву и другие города, а заниматься просто охраной непонятно какой территории). Большинство даже не понимают: зачем?

Вы видите, что существует какая-то весьма существенная, важная информация, которую вам не дают. В юриспруденции есть понятие «порок воли» – он возникает не только вследствие прямого обмана, но и вследствие несообщения существенных сведений, которые могут повлиять на вашу картинку мировосприятия, на ваше поведение и принятие вами тех или иных решений.

Пример - Подвиг генерала Белова

Другой пример: кто из вас знает, какую роль сыграл генерал Белов в защите города Москвы от немецко-фашистских захватчиков? О том, кто такой генерал Белов, и как он защищал город Москву, написано в мемуарах генерала Гудериана.3

Я расскажу то, что мне удалось узнать. Защитой города Москвы в основном занимался генерал Жуков. Все знают о «Маршале Победы», памятник ему стоит около Кремля, он там на лошади, красив и силен. А генерал Белов его, мягко говоря, не поддерживал. Сколько бы не было слов о сталинских репрессиях за инакомыслие, но все же точки зрения на вопросы стратегии были разные. Генерал Белов достаточно громко утверждал, что генерал Жуков плохой военачальник и не умеет воевать. Все, что он умеет – положить огромное количество людей без толку, не выполнив задачу. Разумеется, генерал Жуков за это не любил генерала Белова и не желал ему ничего хорошего. И когда с юга на Москву стала наступать танковая армия генерала Гудериана, генерал Жуков приказал кавалерийскому корпусу генерала Белова остановить это наступление и разбить танковую армию генерала Гудериана.

Вы представляете, что такое армия и что такое корпус? Какое между ними соотношение? А особенно если армия танковая, а корпус кавалерийский? И если еще учесть, что танковой армией командовал прославленный Гудериан? Реальное различие в силах было 10 к 1. Но генерал Белов, командующий кавалерийским корпусом, остановил, чуть не разбил танковую армию Гудериана и заставил отступить от Серпухова до Малоярославца. Кто об этом нам рассказывает, как о беспримерном подвиге? Почти никто. А как это произошло? Просто генерал Белов человек был умный. Принципиально важно, что основную ценность и в труде, и на войне, представляет ум человека, а не те ресурсы, какими он в текущий момент обладает: финансовые, промышленные, земельные, военные. Если у человека есть ум, он может победить любые превосходящие силы противника.

Каким образом рассуждал генерал Белов? Он посмотрел, как воюют немцы, и выяснил их тактику. Немцы воевали нехитро: они с утра вставали, пили кофе, ждали, пока развиднеется, вызывали авиацию. У авиации был полный контроль над воздухом – она бомбила наши войска, прежде всего танки и артиллерию, после чего по шоссе подъезжали танки – утюжили, что оставалось, подъезжала пехота – окапывалась, и следующий день был точно такой же.

Генерал Белов, соответственно, дождался не очень светлой погоды, и ночью проселочными дорогами кавалерийский корпус без особого шума (лошадки же не гудят так громко, как танки) аккуратно вошел в тыл на глубину порядка 20 километров и атаковал... Ну, кто из вас скажет, что атаковал корпус генерала Белова первым делом? Кто из вас может ответить на этот вопрос? Столовую? Да, я вижу грамотного человека, который точно имел отношение к Вооруженным Силам. Ну, поскольку у генерала Белова был целый корпус, атаковали сразу продовольственные склады! На нашей стороне в 1941 году снабжение было очень плохое, солдаты были голодные. Первым делом атаковали продовольственные склады, разжились едой и шнапсом, покушали, «поддали». Ну а сытый, да еще и хорошо «датый» казак – это совершенно не то, что голодный и трезвый казак, это совсем другая боевая мощность.

Следующим «шагом» уже атаковали оружейные склады, потому что у многих были винтовки, а это не самое лучшее оружие. Они захватили оружейные склады, и чуть ли не поголовно вооружились ручными и частично станковыми пулеметами.

Представьте: кавалерийская дивизия, очень хорошо «датая», да еще с ручными пулеметами, ночью, с запада, атакует спящие немецкие войска. В интернете есть картинки, на которых казаки с автоматами на медведях скачут по снегу - это приблизительно то же самое, что видело боевое немецкое охранение ночью где-нибудь под Серпуховым.

Итак, снежная погода, ночь, темно, какие-то казаки с пулеметами на чем то мохнатом с передвигаются по полю без криков «ура». Когда оставалось метров сто, появились крики «ура» и стрельба из пулеметов. Каковы шансы у боевого охранения (человек сто) против корпуса? Казаки залетали в деревню, на скаку кидали гранаты в хаты, где спали немецкие солдаты. Успевших выскочить было хорошо видно, они же на свету, а наши, наоборот, из темноты атаковали. В общем, посекли немцев достаточно.

После второго-третьего рейда генерал Белов захватил и уничтожил еще и склады с горючим. А без бензина танки воевать не могут, наоборот, могут быстро стать трофеем, поэтому Гудериану пришлось срочно отступать туда, где есть горючее было.

Таким образом, танковая армия Гудериана была побеждена кавалерийским корпусом генерала Белова. Источник информации – мемуары Гудериана, в которых он достаточно регулярно упоминает недобрым словом генерала Белова.4


Сравните картинку мира, которую я рассказал, с той, которую мы знаем из учебников истории и телевизора. Эти картинки мира существенно отличаются. И ладно бы они отличались только в военное время, они же и в мирное время отличаются достаточно существенно. Вот именно от того, насколько вы будете адекватно представлять окружающий мир, и зависит, насколько хорошо вы будете жить и выживать, насколько вы будете успешны.

Повторяю, важно понимать, что принятие решения – не самая сложная проблема. Самая сложная проблема – понять адекватную картину окружающей среды, понять, где вы находитесь и насколько правдива информация, которой вы располагаете.

Актуальный пример из жизни - Кемерово

Сейчас во всех газетах, журналах, телепередачах, у всех на устах пожар в Кемерово – действительно большая трагедия, 70 человек погибло. Но только за прошлый год на пожарах погибли 7782 человека. Нам очень жалко людей в Кемерово – 70 человек, а остальных 7700 не жалко? А что с ними? А почему погибли те? А из-за чего? И у тех, кто постарше, возникает такая мысль: а пожарная охрана куда смотрела? Все знают, что пожарные регулярно ходят с проверками в коммерческие организации. Чего же они ушли, оставили без внимания нарушение? Почему не закрыли эту точку? Может, взятки брали? А если они брали взятки, почему в камеру до сих пор никого из них не посадили? А в остальных случаях, где 7700 человек погибло, почему не слышно, что кого-то посадили?

Вопросы, которые вы сами себе будете задавать, и создадут у вас модель реального мира и модели угроз. Потому что пока вы еще студенты, вам важно выжить самим, но потом, когда вы все переженитесь, вам будет важно сохранить семью, своих детей, чтобы они выжили и не попали в такую ситуацию, в которой они могут погибнуть. Поэтому важно самостоятельно создавать объективную картину мира, не брать ее только из телевизора, газет и учебников, а думать самостоятельно, о том как и что устроено.

Модель мира экономики из учебников и из жизни

Я получил технологическое образование в МИЭМе – нас учили электронике, в основном военной. А потом началась перестройка, и выяснилось, что экономикой, оказывается, должны заниматься все, а не только 10-20 стариков в ЦК КПСС. Что такое реальная экономика, мало кто знал, потому что нам детально преподавали всего два экономических курса: политэкономию социализма и политэкономию капитализма. Помню, на лекции, я задал лектору вопрос: почему два разных курса, если экономические законы должны одинаково действовать на разных полях? Так меня чуть из института не исключили – хорошо, отличником был. Вопрос-то оказался «политически некорректным». Был, правда, еще краткий курс «Экономика предприятия», но в нем в основном рассказывали про формирование себестоимости и внимания прибыли не уделяли.

Поэтому когда жизнь заставила обеспечивать семью, пришлось открывать учебники иностранных авторов и читать, что они там, за рубежом, на эту тему думают. Я помню, Самуэльсон у меня был первый учебник – толстый такой, много всего интересного, но чего-то смотрю, как-то вот с жизнью «не клеится». Потом другие учебники читал, а смотрю, все «не клеится». Много интересных учебников по экономике штудировал, и во всех написано «издержки», «равновесная цена», «спрос-предложение», как, чего, где, куда и т. д. А я же уже реальным бизнесом занимался и вижу, что в жизни все не так.

К окончательному выводу я пришел года три назад, когда стал исследовать прибавочную стоимость на рынке помидоров. Помидоры, казалось бы, простая вещь, а как там формируется прибавочная стоимость, где спрос, где предложение, откуда берутся деньги? Очень интересные получились цифры. В магазине в сезон (сентябрь) они стоили 150 рублей. Магазин получал их за 110 рублей от так называемых «комплектаторов», которые привозят в магазин сразу много наименований товаров. Это в Москве, а я послал своего человека в Краснодар узнать стоимость на месте. Он говорит: «Нахожусь в Краснодарской области на трассе, здесь на обочине стоят ящики с помидорами и можно купить за наличный расчет по 8 рублей за килограмм». Я понимаю, что разница между 110 и 8, оказывается, на дороге между городом Краснодаром и городом Москвой. Спрашиваю: «Ты купил там пару ящиков себе по 8?» Он отвечает «Нет». Спрашиваю «Ну, что же ты так поступил неграмотно?», а он отвечает: «Да, кто неграмотно поступил, два раза еще посмотреть надо: я – дошел до поля и купил по 3». Вот реальная жизнь, о которой «товарищ» Самуэльсон в своем учебнике что-то никак не пишет. Я, честно говоря, даже не знаю такой учебник, где это написано.

Поэтому, когда вы строите свою жизнь, исходите из реальной модели мира, и она вам подскажет, что на самом деле заниматься надо не производством товаров, а логистикой и дистрибуцией.

Кстати, вот вам домашнее задание: узнайте, сколько стоит зубная паста на выходе с завода, ну, и сравните, сколько она стоит, соответственно, в магазине. И вы поймете величину процента логистики и дистрибуции. Так вот, если я вам сейчас скажу, что это где-то составляет приблизительно половину, не меньше, от ритейловой цены, то скажите, вы видели учебник экономики, где половина текста посвящена логистике и дистрибуции? Вряд ли вы найдете учебник экономики, где половина текста посвящена логистике и дистрибуции. Я о таких учебниках даже не слышал, хотя, худо-бедно, мне 52 года, много чего по экономике изучал, да еще ученая степень у меня есть по экономике.

Вот простая модель мира, которую я вам сейчас показал, она противоречит той информации, которую вы черпаете из учебников, да и средств массовой информации.

СМИ - СМРАД

Кстати, чтобы вам действительно было легко было ориентироваться в жизни, запомните такую аббревиатуру, как СМРАД. Вы привыкли, что СМИ – это Средства Массовой Информации, а на самом деле это Средства Массовой Рекламы, Агитации и Дезинформации.

Не существует такого журналиста или издателя, который заинтересован в правильной картинке мира в вашей голове. Ровно наоборот: он получает деньги от рекламодателя. Если он получает деньги от рекламы Кока-колы, он вам не будет рассказывать, сколько там сахара и как это влияет на развитие диабета. Он будет рассказывать, что это отличный напиток, пейте кока-колу – и будет у вас счастье в жизни. Или увидите, например, рекламу Фольксвагена в журнале, значит, в этом журнале не будет написано про избыточные плохие выбросы в атмосферу из автомобиля Фольксваген, потому что это не выгодно издателю.

Но как действительную реальность перевести в адекватную модель в вашей голове?

Для этого, как ни странно это слышать студентам, нужно образование. Почему? Потому что голову надо натренировать. Если вы хотите натренировать мышцы, берете гантели и много занимаетесь. Если девушки хотят быть красивыми, они регулярно ходят в парикмахерскую, делают макияж, занимаются фитнесом, считают калории. И это не два раза в год, а каждый день много-много лет. И здесь то же самое: чтобы воспринять адекватную картину мира, надо много знать и правдивого, и неправдивого, надо натренировать голову, чтобы она могла воспринимать и «фильтровать» информацию.

Разберем это на примере таких понятий, как «добро» и «зло».

Если мы перейдем к технологиям, допустим, к электронике, то очень легко увидеть это на примере обучения студентов.

Посмотрите, насколько велика разница моделей мира, и ведь никто же никого не обманул: студенту на первом курсе просто невозможно объяснить, как из Big Data шума получить Big Data сигнал. Он просто не сможет это понять. Не потому, что мозг не способен воспринимать – нет, надо просто натренировать его в этой сфере, тогда он будет воспринимать сложную информацию. Но не раньше, то есть процесс образования просто необходим, для того чтобы воспринимать и правильно формировать модель мира.

Примеры из геометрии и физики

Когда вы в школе учились, вам всем объяснили, что сумма углов в треугольнике равна 180 градусам. Но что если вас спросить, чему равна сумма углов в треугольнике Москва – Буэнос-Айрес – Сидней? Не будет там 180, потому что это уже не геометрия Евклида, а геометрия Лобачевского на шаре, в которой сумма углов в треугольнике 180 появляется только в исключительных случаях. Это не значит, что кого-то пытались обмануть и рассказать неправду, просто ребенку в 4-м классе сложно и бессмысленно преподавать геометрию Лобачевского, геометрию Римана, объясняя, что Земля еще и не просто круглая, а еще и сдавлена по полюсам, и все считается весьма сложными методами.

То же самое с физикой: в школе вам рассказывали физику Ньютона. Чуть подросли – рассказали про квантовую механику, а она не совпадает с физикой Ньютона. А еще есть теория относительности Эйнштейна – она тоже не «бьется» ни с тем, ни с другим. Это не значит, что вас обманывают, это значит, что люди пытаются найти какие-то модели мира, и какие-то формы соответствуют этим моделям в каких-то частях.

Если вы когда-нибудь займетесь экспериментальной физикой или химией, вы будете находить так называемые «точки», а потом будете пытаться находить кривые, которые описывают, где будет следующая точка. Вы будете рисовать эти кривые и смотреть: попадает или не попадает. Ученые так говорят: «Если точка попала, значит, теория работает, а точка не попала, значит, на этом отрезке эта теория не работает».

Поэтому я еще раз призываю вас к тому, что учиться надо не для того, чтобы вбить в себя какие-то знания, которые вам дают, а для того чтобы их осмыслить и понять, насколько они адекватны окружающей среде. Может быть, насколько-то адекватны, а может быть, насколько-то неадекватны. А, может быть, все немножко по-другому. Насколько оно совпадает, сразу понять сложно.




Достоверную информацию лучше всего получать не из письменных источников, а от людей. Если вам интересно, что происходит, например, сейчас на Украине, то лучше не газеты читать, а позвонить знакомым, живущим там, и спросить, как все обстоит на самом деле. Другой вопрос, что человек может попасться компетентный, а может и абсолютно неосведомленный.


Существуют такие законы природы, зная которые, мы можем отличать часть ложной информации.


Теория Гаусса

Закон это такой всеобъемлющий, нравится вам или не нравится, он будет работать везде, где бы вы ни оказались. Гаусс – великий ученый. Он был универсалом, работал во всех отраслях, какие ему попадались: был и астрономом, и математиком, и физиком. Он широко известен тем, что открыл (изобрел, нашел) так называемую теорию ошибок.5

Давайте посмотрим, откуда он взял кривую Гаусса. Помните, в школе на уроках физики вы изучали «натяжение жидкости», был такой опыт? И Гаусс прикрепил пипетку на стойку и начал капать. И вот, когда он капал-капал, капал-капал, капал-капал, оказалось, что капли падают не в одну и ту же точку, а некоторые чуть правее, некоторые чуть левее. Он решил, что что-то мешает: ветер дует, еще что-то. Закрыл форточку, шторы задвинул, опять покапал, и опять капли падают не в одну и ту же точку. Уж, как он только не устранял все эти внешние причины, сколько он чего не сделал, все равно капельки в одну и ту же точку не падали. Все равно было так называемое «распределение»: что-то вправо, что-то влево, что-то сильно вправо, что-то сильно влево, но в сторону оно попадало меньше, чем в середину.



Вот это распределение Гаусса, которое приблизительно, да, приблизительно равно E-x2, вот по этому E-x2 устроена вся природа. Хотим мы этого, не хотим, она устроена именно так.

И в том числе распределение людей в природе подчиняется этому закону. Если мы спросим, сколько людей честных? Смотрите на эту картинку и прямо видно: какое-то количество людей условно честные, а другие более честные, но их меньше. Есть люди, которые никогда в жизни, даже умирая с голоду, чужое не возьмут и умрут с голоду, но их очень-очень мало.

Если кто-то действительно захочет стать реально умным человеком, то теорию Гаусса, теорию нормального распределения надо знать.



С двух сторон этого рисунка по 6 %. Если взять площадь, есть так называемое не нормальное распределение. То есть норма – это 100%-12 %=88%, а по 6% в каждую сторону – это то, что выходит за норму. В любом человеческом обществе есть 6% людей, которые не возьмут чужое, даже если будут умирать с голоду. И 6% людей, которые украдут в любой ситуации, даже если это им не надо. Самый известный в литературе пример – это Шура Балаганов из «Золотого теленка», который украл кошелек с 42 копейками, хотя у него в кармане было 50 тысяч, что по тем временам были совершенно огромные деньги.

Именно так устроена вся жизнь: всегда будет такое же количество умных и глупых людей. Хотим мы, не хотим. И трудолюбивых, и ленивых. Если посмотреть статистику, сколько безработных в мире – в любой стране безработных больше, чем 6%. Потому что 6% людей – асоциальные личности, которые не будут работать никогда ни при каких условиях, сколько бы им денег ни давали. И бомжей всегда будет приблизительно в этом объеме. У меня товарищ из Австралии, как раз в гости приехал, рассказал историю. У него в квартале живет бомж на автобусной остановке, и этому бомжу муниципалитет выделил квартиру. Так этот бомж в квартиру заезжать отказывается, говорит, хочу жить на автобусной остановке.

Люди, которые выпадают из нормы, они есть, и они всегда будут вокруг вас, обращайте внимание. 6% людей вокруг вас, вот именно вас. Из 50 человек аудитории 3 человека точно асоциальны. Может быть, чуть меньше, потому что не все пришли, не всех загнали, а пришли те, кто хотели, но 6% это такие люди, асоциальные личности среди вас обязательно есть. И в обратную сторону это тоже работает: 6% людей, которые двигают жизнь вперед, чего бы им это ни стоило. Они будут великими учеными, бизнесменами, военачальниками, но их не будет существенно больше 6% – их будет приблизительно это количество.



Пример нахождения лжи в «Декларации прав и свобод человека»

В основополагающем американском документе «Декларация прав и свобод человека» написано, что все люди рождаются равными, от рождения имеют равные права и т. д. Это неправда. 6% людей от рождения имеют отклонения, которые не позволяют им иметь равные права с остальными людьми. Эти люди, имеющие IQ ниже 70 единиц, называются на медицинском языке «дебилы», «кретины», «имбецилы».

Дебилы какое-то количество прав сами осуществляют, но им запрещена работа с взрывчатыми веществами, иметь оружие, служить в армии и на муниципальных должностях, водить транспортные средства. А вот кретины и имбецилы совсем не могут никакие права осуществлять - за них могут осуществлять только опекуны. То есть эти люди изначально прав не имеют, и вы должны понимать, что если вам кто-то даже, например, основной американский закон сказал, что все люди изначально равны.

Так вот эти самые 6% с двух сторон, вот они всегда в жизни вам будут попадаться.


Часть глупых людей записана в так называемой премии Дарвина. Это те люди, которые погибли из-за своей глупости. Настолько глупо поступили, что умерли.

Я для себя веду список людей, которые не погибли, но поступили настолько глупо, что просто никак понять невозможно. Долгое время в этом списке лидировал один мировой судья из города Санкт-Петербурга, который приговорил к экстрадиции в Таджикистан гражданина России из Республики Тыва. И написал в официальном документе – решении мирового судьи, что нет такого субъекта федерации! Он же экзамен сдавал и не просто так получил должность мирового судьи. Хорошо, что этого тувинца поймали на границе – у него же паспорт российский, а его приговорили к экстрадиции в Таджикистан. Это правда, это не анекдот, это на самом деле так. Недавно лидерство перехватили «джентльмены» из Якутска, которые 9 тонн золота стоимостью 22 млрд рублей на взлетной полосе потеряли. Они их даже украсть не смогли: они не смогли сделать так, чтобы оно открылось над тайгой, потеряли на этой полосе.

О чем это говорит? О том, что теория Гаусса не ошибается. Эта линия не кончится никогда, всегда найдется какой-то индивидуум, который поступит так, что никогда в жизни не угадаешь. Еще Эйнштейн говорил, что есть две бесконечные вещи: Вселенная и человеческая глупость. Но насчет Вселенной, говорит, я не уверен. Поэтому по теории Гаусса произойти может все что угодно. Другое дело, что не каждые 5 минут, все-таки надо найти такого человека, который так поступит.


В обратную сторону то же самое, что хорошо. Всегда найдется 6% людей, которые ненормально умные. Одаренные, талантливые, гениальные. Шопенгауэр дал хорошее определение тому, чем отличается талант от гения: «Талант – это человек, который попадает в цель, в которую никто не может попасть, а гений – это человек, который видит цель, которую никто не видит». Переводя на технический язык, талант – это Вильгельм Телль, который на близком расстоянии очень точно попадает, а гений – это устройство с загоризонтной локацией, которое видит, как летит крылатая ракета далеко за горизонтом.

Всегда будет гениальный человек, который в трудной ситуации, как генерал Белов, взял и разгромил армию генерала Гудериана, имея всего-навсего кавалерийский корпус. Очевидно, был одаренный, талантливый человек. Всегда найдется Перельман, который кратенько, на 27 страничках докажет, например, теорему Пуанкаре. Он, очевидно, не входит в норму – он за миллионом долларов не пошел, у него другая модель мира в голове, он ненормальный. Важно понимать, что слово «ненормальный» с точки зрения математики означает отклонение от стандарта. Это не значит, что в плохую сторону, вполне может быть и в хорошую.

Был такой великий ученый Бехтерев, который исследовал мозг, у него сейчас внук возглавляет Институт мозга в Санкт-Петербурге. Так внук написал популярную книгу «Мозг против мозга». Очень рекомендую, посмотрите ее, она очень популярно написана, ее способен прочитать и понять любой студент без специального образования, и там буквально на первой страничке написано, что «любой человек с повышенным желанием трудиться и чему-то учиться, явно выпадает из нормы». Он не вполне естественный человек, не попадает в норму 88% обычных «нормальных», и всегда чем-то отличается.

Если посмотреть на это «чудо природы» сейчас в криптовалютах – Виталик Бутерин – действительно гуру в криптографии, но он не ориентируется в жизни. Даже если на него просто посмотреть, то видно, что он явно выпадает из нормы. Поэтому на таких людей нужно ориентироваться только в той части, в которой они разбираются. Поступать как Перельман на финансовом поле – неправильно: если присудили какие-то ресурсы, то эти ресурсы как минимум могли ему помочь в освоении математики в дальнейшем.

Второй фундаментальный закон, о котором мало рассказывают студентам, – закон Вильфредо Парето.




Для чего нужно знать про правило 20/80? Парето открыл его, анализируя собственность на землю в Италии – 20% итальянцев принадлежит 80% земли. Однако правило работает не только в этой теме: чем бы вы ни занимались, это правило будет с вами.

Любой продавец в любом магазине, хоть овощном, хоть электронном, скажет, что 20% ассортимента приносит 80% выручки. Недавно вышел фильм «Основатель» про Макдональдс. Там показано, что братья Макдональды взяли обычное меню всех закусочных и выбрали 20% того ассортимента, который заказывается в 80% случаях. На этом они смогли автоматизировать свое производство и добиться минимальной цены блюд. Их сеть изначально называлась не «Макдональдс», а «15/15», т. к. они продавали за 15 центов те гамбургеры, которые у всех конкурентов были по 30 центов. Они автоматизировали производство, потому что уменьшили номенклатуру до самой востребованной, и именно поэтому создали такой прибыльный бизнес.

У каждого из вас есть устройство, которое отвечает правилу 20/80 – это устройство называется «планшет». Когда Стив Джобс впервые придумал Айпад, то 94% аналитиков, прямо в соответствии с теорией Гаусса, сказали, что наконец-то Стив Джобс обанкротится. Кому нужно устройство, которое имеет только 20% функций? На нем неудобно ни посчитать, ни написать, оно позволяет только «походить» по интернету, да почту почитать. Но аналитики просто не понимали, что эти 20% функций обычно занимают 80% времени пользователей. Поэтому и стало это устройство таким популярным, потому что 80% времени за электронным устройством человек делает только 20% функций, поэтому оно эффективное, оно и стало более эффективным, чем обычный десктоп или ноутбук. Принципиально более эффективным.

Правило 20/80 среди людей работает так же. 20% людей выполняют 80% работы. Это немного странно слышать, но это так. Например, ректоры, проректоры, преподаватели расскажут, что в любом научном учреждении 20% научных сотрудников пишут 80% научных статей. И 80% всех «пятерок» на вашем потоке получают 20% студентов. И вы это тоже отменить не сможете, даже если будете усердно учиться, чего я вам всем желаю, все равно социологию не обмануть, и правило Парето тоже обмануть невозможно. Оно правило природы, закон природы, от него никуда не деться.


Связь теории Гаусса и правила Парето




Здесь показана картина производительности труда, эффектов, результатов: под красным цветом находится результат, а под синим – люди. Этот синий треугольник составляет 20% площади под кривой Гаусса. А красная интегральная часть составляет 80% от красной кривой.

Доказательство неравенства людей

Посмотрите, какое гигантское отличие. Это говорит о том, что «Декларация прав человека» в США не соответствует истине. Люди не равны не потому, что они хотят быть неравными. А может и не хотят: кто-то хочет сидеть на диване и никуда не двигаться, ничего не делать. Ну, откуда результат возьмется? Пиво, чипсы, чемпионат мира по футболу… Какие результаты, о чем вы говорите? А кто-то хочет в это время что-то сделать или чего-то выучить: подготовиться к экзамену, сдать коллоквиум.

Люди отличаются, и обратите внимание, насколько: те 20%, выполняющих 80% труда, имеют эффективность 4 – 80 к 20. У остальных 80%, дающих только 20%, эффективность 1/4. Разница между этими группами лиц в 16 раз по результативности.

Это фундаментальный вопрос, с которым в жизни вам придется сталкиваться всегда. У вас всегда будут коллеги или сотрудники с виду одинаковые, но отличающиеся в 16 раз вне зависимости от того, что написано в «Декларации прав человека». Видимо, когда эту декларацию писали, закон Парето еще не был изобретен или его не читали, или не хотели читать, или другие задачи были – одурачить всех остальных и сказать, что все равны. Нет, не равны.


Очень важно, что распределение Парето работает внутри себя, оно рекурсивно. Соответственно, если распределение Парето произойдет внутри этих групп, то получится сначала соотношение 4/64, а следующая рекурсия даст соотношение 1/50, которое знает любой социолог. Общеизвестный тезис о том, что 1% американцев владеет половиной Америки. Это общеизвестный тезис, с которым борются коммунисты изо всех сил, хотят его изменить так или иначе, но никогда этого у них не получится, потому что это закономерно: кто-то умнее, кто-то глупее существенно. Кто-то теряет 22 млрд на взлетной полосе, а кто-то кратенько доказывает теорему Пуанкаре – люди разные. И борись – не борись, ничего не изменится: люди все равно будут именно такими и никакими другими.

И правило 1/50 внутри вас будет сохраняться. Кто-то один из вас сделает половину того, что сделают все вместе взятые. Оно, может быть, и так жестковато звучит, но это реальная картинка мира.

Давайте попробуем в этом убедиться: если во время боевых действий убивают одного ротного, боеспособность роты (примерно 100 человек) падает в 2 раза. Именно потому снайперы убивают офицеров. Боеспособность падает, потому что офицер руководит, в каком месте наступать – там, где нет мин и где не простреливается, или, там где, наоборот, не дай бог, по минам побежать придется.

Если допустим, не дай бог, убьют еще троих взводных – 4 человека всех вместе будет,– боеспособность упадет, соответственно, 100%-64%=36% останется. Хотя людей живых 96 человек из 100, а боеспособность много более резко падает.

А вот теперь давайте зададимся вопросом, а что будет, если еще всех командиров отделений, еще 9 человек поубивают, всего выйдет из строя 13 человек в роте, что будет? Я спрашивал кадровых военных, что на самом деле будет? Двое сказали, что будет стадо баранов, а третий, сотрудник, правда, военной прокураторы, сказал, нет, стада баранов не будет, будет организованная колонна военнопленных.

Правило 1/50, соответствующее правилу 20/80, правилу 4/64, всегда будет рядом с вами. И всегда, пользуясь этим правилом, вы сможете найти ключевых людей, который могут решать вопросы – находятся они на той или иной должности, не находятся, но они могут. Потому что природа, теория Дарвина так распределила, теория Гаусса их так распределила, они могут решать. А есть, всегда будут какие-то люди в коллективе, которые не могут достичь результата, и соотношение их будет именно такое.

Вот что очень важно: различия между этими людьми в результативности. Я уже рассказал вам, что различие между группами 20/80, оно в 16 раз. Соответственно, и между людьми 1/50: у одного результативность 50, а у пятидесяти наихудших результативность 1. Разница в 2500 раз! Вроде бы люди рядом находятся, они же вроде равны все по правам и все такое, но нет, не равны. И важно, что не только 1% делает половину результата, важно понимать, что половина всех людей дает только 1% результата. Это тот самый пролетариат, за чьи права так борются те или иные люди. Но это бессмысленные люди: сколько ты их не пинай, результата тебе не дадут никакого. Трудармию Троцкий не просто так придумал, не потому что он хотел всех поубивать. А потому что действительно половина людей это те, которых называют «офисный планктон». И, что хочешь делай, из них все равно будет «офисный планктон», и их всегда будет половина. Как бы вы там не старались, отсеивали, еще что-то делали.

«Человек является канатом между животным и сверхчеловеком».

Так что нам показывает принцип 1/50 на фоне нормального распределения Гаусса? Одно из фундаментальных высказываний Ницше «Человек является канатом между животным и сверхчеловеком».

Эту идею очень сложно понять, и в нее не все верят. Ну, что значит канат между животным и сверхчеловеком?

Например, каждая девушка хочет стать принцессой, царицей, королевой, но сколько для этого надо сил потратить?! Фитнес, парикмахерские, макияж. И этим надо заниматься и надо тратить очень много сил! Надо по этому канату ползти наверх. Не на диване сидеть, а ходить на пробежки, двигаться, учиться.

Соответственно, если молодые люди хотят стать чемпионами, надо очень долго заниматься спортом. Мой тренер по единоборствам говорил: чтобы движение хорошо получалось, его надо сделать 10 тысяч раз. 10 тысяч раз – он эту цифру как-то эмпирически находил. Еще одного товарища видел, он действительно такой упорный был. Он каждый день выполнял 400 ударов в уровень головы в полную силу по макиваре всех четырех типов: мая, маваси, йока, микадзуки. Я как то решил: сделаю и я 400 ударов в полную силу в уровень головы. На 70м нога просто отсохла, я еле добил до 90 ударов, но дальше уже все, никак, хромал потом неделю. Это же надо иметь, прямо скажем, силу воли и желание, чтобы каждый день выполнять по 400 ударов. И действительно, если ты их делаешь, то ты, очевидно, достигнешь каких-то серьезных высот.


Я как то видел разницу между животным и сверхчеловеком в течение одних суток в одной сфере и в одном городе. Как-то попал в Рим, а тот гид, с которым я обычно на экскурсии хожу, был занят. Ну, ерунда, делов-то: дойдем сейчас до Площади Святого Петра, там биржа гидов, быстренько возьмем гида, и нам все покажут. Прихожу туда, выходят, действительно, люди, вам надо на каком языке? На русском. И подходит такая девушка, как я сейчас помню, в розовых тапочках: а вы что хотели посмотреть? Я говорю, да что покажете, но дохристианскую эпоху. Она говорит: а дохристианская эпоха это когда? Вы знаете, это был тот редкий случай, когда я даже не знал, что же ей сказать-то? И вот если бы это было где-то, да хотя бы в Москве, я бы спросил: какой год сейчас вообще, с какого момента отсчитывается? А тут стоишь на Площади Св. Петра – она перед тобой, а за ней прямо сразу Ватикан. Ну, думаю, туроператор в Риме на Площади Св. Петра, за Ватиканом, и не знает, когда дохристианская эпоха. И вот что ответить, даже и не знаю, и, смятение у меня на лице видимо читается, и она говорит: вы знаете, не обращайте внимания, я могу чего-то не знать, но у меня есть гид, она все знает, но она сегодня не может - она работает с Наташей Королевой и Тарзаном.

И чего-то я так засомневался, что получится хорошая экскурсия, пришел в отель, говорю: слушайте, можете гида найти нормального, чтобы чего-то показал? Да, не беспокойтесь, завтра с утра приедет. Я говорю, а знать-то что-то будет? А то как-то неудобно, хотелось бы самому что-то узнать, а не рассказывать. Говорят, да, будет-будет.

На следующий день пришел молодой человек в очечках, Алессио Пиччинини, и сказал, что он может вести экскурсии на русском, японском, китайском, арабском, ну, понятно, итальянском, английском, немецком и на остальных европейских языках. Они все похожие, вот только он финско-угорскую группу плохо знает: объясняться может, но экскурсию вести не может. Поэтому если мы финны или венгры, то нам не все будет понятно.

Я подумал: «Если он такое говорит, может, действительно что-то знает», – и спросил его про этрусков. А этруски – это тяжелая тема даже для итальянцев. Так он как рот открыл, где-то часов через пять мы только смогли его тормознуть чуть-чуть. Как начал про этих этрусков рассказывать: и музей этрусков показал, про который остальные гиды не знают, и провел по нему, рассказал, откуда взялись, куда делись и чего делали, как выглядели, какие дома строили.

В течение одного дня мне попались люди, отличающиеся интеллектом на 200 единиц.

Если люди отличаются в интеллекте хотя бы на 50 единиц, то общаться друг с другом они уже не смогут. Они будут совершенно искренне считать друг друга полными идиотами.

Своей последней книге я дал два названия: основное – «Интеллектуальный капитал предпринимателя», а второе – «Как заработать миллиард». Очень символично, я всегда смотрю, кто какое название использует, кому чего надо: кому надо стать умным, а кому – миллиард на халяву. Правда, на халяву не бывает никогда, а если и бывает, то очень ненадолго.

Вам всегда придется каким-то образом доносить информацию до собеседника. Не все будут на вашем уровне интеллекта, и если придется общаться с пролетариями, вам необходимо иметь транслятор, либо самому выступать транслятором. То есть, говоря языком информатики: чтобы с объектно-ориентированного языка перейти на ассемблер, надо через транслятор прогнать. На объективно-ориентированном может быть строчка, а на ассемблере – несколько страниц. Не все умеют опускаться до такого уровня, чтобы дойти вниз и там все медленно поэтапно объяснить, чтобы уже никак перепутать было нельзя. Поэтому либо вы сами учитесь работать транслятором, либо у вас должен быть человек, который умеет переводить на другие языки.

Реальный случай из моей жизни: когда дачу строил, работали там двое работяг из Молдавии. Я как-то им дал задание: «Колодец выкопали, а крышку на него еще не привезли, сколотите из досок круглую крышку, диаметром 1,5 метра». Возвращаюсь, показывают. Не поверите: квадрат два на два метра, две штуки. Они слово «диаметр» не знали, перепутали и решили сделать с запасом, чтобы уже точно закрывало. А доски-то квадратные, их удобнее с углами оставить. Две штуки, потому что вдруг одна сломается. Они по-своему думают, на своем языке, у них свой мыслительный процесс. И чтобы с ними общаться, вам надо понимать, как у них идет мыслительный процесс. Вот это и есть объективная картинка мира.

Можно прийти к людям и сказать: книжка называется «Декамерон». Сколько людей знают перевод слова «декамерон»? (Ответ: «100 новелл».) Если бы Боккаччо назвал книгу «100 новелл, или декамерон», у него бы и читательская аудитория была другая. «100 новелл» – понятно, маленькие рассказики, по одному потихонечку их прочитаем. А «Декамерон» – кто знает, что там написано, возьмешь в руки, а вдруг там что-то сложное? Лучше и не браться, поэтому мало людей читают эту книгу Боккаччо – название «страшное», не все представляют, о чем речь пойдет.

В русском языке это называется «сытый голодного не разумеет», но не потому, что тот голодный, а этот сыт, а потому что эти люди говорят и мыслят в разных категориях. Соответственно, если вы хотите легко ориентироваться в широком круге людей, вы должны знать языки этих людей. Есть язык профессоров, есть язык студентов. Есть язык ближе к детскому – блатной, где вместо «бяка», «ляля» говорят «конкретный пацан» или «дешевый фраер». Это близко к «бяка-ляля», лишь чуть выше этажом, но на этом языке надо уметь говорить, если вы собираетесь общаться. Собираетесь говорить с милиционером – надо говорить об уровне общественного порядка на подведомственной территории. Это его язык, и он вас поймет, он будет с вами обращаться в соответствии с тем уважением, которое обычно испытывает к людям, знающим такой язык.

Посмотрите «Монолог патриота» Жванецкого. В нем за четыре минуты показан язык пролетариата, на котором говорят эти люди. Хотите с ними говорить, научитесь беседовать на этом языке, на другом они вас не поймут.

Напоследок дам 3 высказывания из армейского языка, который исключительно простой, заточен на то, чтобы все его понимали, но, к сожалению, не все его понимают:

  1. Прямая, проложенная в обход начальства, короче прямой, проложенной через него. Если вы не понимаете эту фундаментальную фразу, лучше просто запомнить, она вам будет всю жизнь помогать. Люди постарше очень хорошо понимают, насколько короче первая прямая, чем вторая. Это мудрость житейская, она придет со временем, а не сразу.
  2. Когда я был студентом, на военной кафедре у нас был майор Шмидт, он учил просто, ясно: все, что торчит из окопа, будет отстрелено нахрен. Мы, глупые, тогда смеялись над ним, думали: солдафон, чего он такое говорит? И только когда стали старше, стали понимать, что он был прав. Чуть из окопа высунулся, неважно где: в мирное или военное время, если голова каской не закрыта, отстрелят сразу. Т.е. перед тем как высунуться, надо подумать.
  3. Последнее простое высказывание: и спать хочется, и Родину жалко.

Это простые высказывания, но в жизни они вам помогут. Спасибо за внимание.



1Домашнее Задание (ДЗ) Выяснить, откуда взяты эти слова
2ДЗ Работа фундаментальная, сложная, но важна для культурного уровня и кругозора образованного человека
3ДЗ прочитать мемуары Гудериана
4ДЗ найти информацию по этому примеру самостоятельно
5ДЗ прочитать биографию Гаусса


Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Copyright © 2024 Грибов А.Ю.
Все права защищены