«Пиноккио» Карло Коллоди и «Буратино» Алексея Николаевича Толстого

Козла, скажу я вам, любите сами! Тимур Шаов. Песня о народной любви218.

Основная мысль более раннего, чем явно идеологическое советское «Буратино», неклассового «Пиноккио» заключается в том, что Пиноккио — ребенок, не овладевший науками и моралью — «деревянный». И если он не будет учиться и слушаться родителей, а будет только на Острове Удовольствий кататься на аттракционах, то станет ослом не только в ментальном смысле, но и фактическим пролетарием, на котором только мешки таскают. Но если же он будет учиться и заботиться о родителях, то станет настоящим Человеком. Идея необходимости наличия у ребенка совести, как встроенного морального компаса, показывающего разницу между добром и злом, показана в образе говорящего Сверчка.

Основная мысль «Буратино» совсем другая. Здесь героями считаются ленивые, глупые настолько, что не умеющие даже сосчитать свои яблоки, актеры не хотят репетировать-работать, как бы их ни заставлял умный режиссер и требовательный менеджер Карабас, доктор кукольных наук, Академик Кукольной Академии. При этом главный положительный персонаж Буратино легко выдает, или, лучше сказать, «продает», ему семейные тайны за 5 золотых, на которые потом пытается «инвестировать», но не при помощи труда и/или умом, а посредством использования «халявы» – дармовщины на Поле Чудес, где, как он считает, деньги растут сами, без помощи труда и ума .

Потом ему удается так же «на халяву» заполучить от «малоизвестного добряка» утерянный явно чужой золотой ключ. Полученный ключ при этом он не пытается вернуть его законному хозяину, а открывает этим чужим ключом дверь и вместе со своими друзьями-лентяями попадает в сказочное царство «халявы», удивительно напоминающее Остров Удовольствий.

Думается, достаточно велика вероятность того, что дети, принявшие такую сказку в виде «Руководства к действию», вырастут лентяями, жуликами, предателями, продающими тайны, и не просто глупцами, но и упорствующими «ослами». И конечно, будут агрессивной и противоборствующей оппозицией к умному и требовательному менеджменту, который они время от времени будут пытаться расстреливать.

Таким способом А. Н. Толстой заложил основы самоуничтожающегося общества через идеологию, передающуюся в сказках для детей.

И это отлично сработало. До 1986 г. сказка издавалась в СССР 182 раза, а общий тираж превысил 14,5 млн. экземпляров. По ней даже кинофильм сняли.


Задайте себе вопрос: какую из сказок вы будете читать своим детям?




(218)  Шаов Т. Песня о народной любви / Шаов Т. – Текст: электронный // Bards.ru. - Bards.ru(дата обращения: 09.11.2022).




Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Copyright © 2025 Грибов А.Ю.

Все права защищены