English version

Разные языки



Разберем это на примере таких понятий, как «добро» и «зло».

Когда маленький ребенок начинает говорить, ему не говорят «хорошо», «плохо», его учат терминами «бяка», «ляля».

Когда он чуть вырастет, ему начинают читать книжку: «Что такое хорошо, что такое плохо». Там, кстати, есть такие слова: «…тычет в книжку пальчик, этот мальчик молодец, он хороший мальчик». Терминология меняется, модель мира чуть-чуть меняется.

Когда он еще немного подрастет, ему начинают рассказывать, что есть закон, право, государство. Государство определяет законы, есть моральные нормы, это уже другая терминология, и надо, чтобы мозг уже лучше работал.

Если он поступит в юридический университет, ему начнут рассказывать, что такое процессуальное и материальное право, чем отличается частное право от публичного права и т. д. Это уже другая модель мира, маленькому ребенку невозможно объяснить, что такое публичное право и что такое частное право. Взрослые люди не всегда это понимают.

Если он окончит университет, станет хорошим юристом, то он начнет говорить словами вроде: «Пленум Арбитражной Коллегии Верховного суда Российской Федерации запретил виндикационные иски в обязательственном материальном праве». Другой язык, другая терминология, а чтобы ее понять, надо долго развивать мозг. И если попробовать разговаривать этим языком с маленьким ребенком, он обернется и скажет: «Дяденька, а вы это с кем беседуете?». Он ничего не поймет. Или, например, если в суд прийти и рассказывать, что вот этот «бяка», а этот «ляля», вас тоже не поймут – там говорят на другом языке.




Если мы перейдем к технологиям, допустим, к электронике, то очень легко увидеть это на примере обучения студентов.

Если вы поступаете на первый курс колледжа, вам рассказывают, что есть сигнал, есть и шум. Шум надо откинуть, сигнал слушать.

Но когда вы оканчиваете университет, вам рассказывают, что шум чаще всего является частью сигнала или искаженной частью сигнала. Если кто-то получит более серьезное образование, пойдет служить, например, в секретные войска, которые слушают шумы, то увидит, как по этим шумам определяют сигнал.

А самый последний «писк технологии» – это слушать шумы Big Data и из них определять сигнал Big Data. Буквально еще 5 лет назад это было мечтой, а сейчас уже потихонечку начало реализовываться.

Посмотрите, насколько велика разница моделей мира, и ведь никто же никого не обманул: студенту на первом курсе просто невозможно объяснить, как из Big Data шума получить Big Data сигнал. Он просто не сможет это понять. Не потому, что мозг не способен воспринимать – нет, надо просто натренировать его в этой сфере, тогда он будет воспринимать сложную информацию. Но не раньше, то есть процесс образования просто необходим, для того чтобы воспринимать и правильно формировать модель мира.


Существует прекрасный анекдот, показывающий расширение горизонта в процессе обучения:


1 класс: Есть числа от 1 до 10, в принципе, не сложно.
2 класс: Есть числа больше 10. И даже больше ста.
3 класс: Твою мать, это работает и в обратную от нуля сторону!
4 класс: Теперь в примерах ещё и буквы!!!
5 класс: Между 0 и 1 тоже бесконечность из чисел...
6 класс: Бесконечности вправо и влево мало. Нужно добавить бесконечность вверх, вниз, вперёд и назад.
7 класс: Цифры были, буквы были, что бы ещё добавить? А давайте-ка порисуем в клеточках и назовём это графиком!
8 класс: Больше знаков и букв!
9 класс: Ещё больше знаков и букв!
10 класс: Переломный момент, когда надписи на доске плавно переходят в смесь цифр, букв и знаков.
11 класс: Логарифмируем, логарифмируем да не вылогарифмируемся. Интегрируем, интегрируем да дождь вызываем.
1 курс: На ноль делить нельзя, но есть пределы.
2 курс: На ноль делить можно, если осторожно.
3 курс: Да, в принципе, и корень из отрицательного числа извлечь можно. В этом нам помогут число, которое состоит из других чисел и буковки.
4 курс: В надписях, сделанных преподом на огромной доске сквозь строк проглядывает тайна мироздания.
5 курс: Узнал про число Грэма, сижу, обняв коленки, осознаю ничтожность пределов своего разума.



Своей последней книге я дал два названия: основное – «Интеллектуальный капитал предпринимателя», а второе – «Как заработать миллиард». Очень символично, я всегда смотрю, кто какое название использует, кому чего надо: кому надо стать умным, а кому – миллиард на халяву. Правда, на халяву не бывает никогда, а если и бывает, то очень ненадолго.

Вам всегда придется каким-то образом доносить информацию до собеседника. Не все будут на вашем уровне интеллекта, и, если придется общаться с пролетариями, вам необходимо иметь транслятор, либо самому выступать транслятором. То есть, говоря языком информатики: чтобы с объектно-ориентированного языка перейти на ассемблер, надо через транслятор прогнать. На объективно-ориентированном может быть строчка, а на ассемблере – несколько страниц. Не все умеют опускаться до такого уровня, чтобы дойти вниз и там все медленно поэтапно объяснить, чтобы уже никак перепутать было нельзя. Поэтому либо вы сами учитесь работать транслятором, либо у вас должен быть человек, который умеет переводить на другие языки.

Реальный случай из моей жизни: когда дачу строил, работали там двое работяг из Молдавии. Я как-то им дал задание: «Колодец выкопали, а крышку на него еще не привезли, сколотите из досок круглую крышку, диаметром 1,5 метра». Возвращаюсь, показывают. Не поверите: квадрат два на два метра, две штуки. Они слово «диаметр» не знали, перепутали и решили сделать с запасом, чтобы уже точно закрывало. А доски-то квадратные, их удобнее с углами оставить. Две штуки, потому что вдруг одна сломается. Они по-своему думают, на своем языке, у них свой мыслительный процесс. И чтобы с ними общаться, вам надо понимать, как у них идет мыслительный процесс. Вот это и есть объективная картинка мира.

У меня есть знакомый немец, который приехал из Германии развивать сельское хозяйство в России. Не будем называть его имя, он весьма преуспел в своем бизнесе. Так случилось, что русский язык он выучил на полевых работах под Воронежем. А когда приехал в Москву стал и с москвичами разговаривать на этом «русском» языке. И его друзья потратили изрядно сил, чтобы объяснить ему, что на «этом русском языке» в Москве говорить не надо. А он искренне не понимал, почему? В итоге согласились, что как в Англии есть диалект «кокни», на котором в Лондон-Сити не говорят. Пришлось ему второй раз русский язык учить.


Интеллигентный человек – тот, кто вместо:

  • "всякая такая фигня" говорит "разнообразные артефакты",
  • "он меня достал" говорит " у меня на него идеосинкразия",
  • "я офигел" говорит "у меня когнитивный диссонанс",
  • "хана экономике" говорит "экономику ожидает коллапс".


Можно прийти к людям и сказать: книжка называется «Декамерон». Сколько людей знают перевод слова «декамерон»? (Ответ: «100 новелл».) Если бы Боккаччо назвал книгу «100 новелл, или декамерон», у него бы и читательская аудитория была другая. «100 новелл» – понятно, маленькие рассказики, по одному потихонечку их прочитаем. А «Декамерон» – кто знает, что там написано, возьмешь в руки, а вдруг там что-то сложное? Лучше и не браться, поэтому мало людей читают эту книгу Боккаччо – название «страшное», не все представляют, о чем речь пойдет.

В русском языке это называется «сытый голодного не разумеет», но не потому, что тот голодный, а этот сыт, а потому что эти люди говорят и мыслят в разных категориях. Соответственно, если вы хотите легко ориентироваться в широком круге людей, вы должны знать языки этих людей.


Существуют различные термины, связанные со специальностями и особенностями образования.

«Как отличить гуманитария от технаря? Спросить его что такое гипербола.»

Программисты имеют свои термины: «ламеры», «проги», «винты».

Моряки имеют свои термины: «клотик», «топовые огни».

Обратите внимание на высказывание профессора МГУ по биологии и палеонтологии Александра Маркова:«Хотите стать добрее? Увеличьте в клетках головного мозга длину микросателлита RS3 возле гена вазопрессинового рецептора V1a.».

Есть язык профессоров, есть язык студентов.

Есть язык ближе к детскому – блатной, где вместо «бяка», «ляля» говорят «конкретный пацан» или «дешевый фраер». Это близко к «бяка-ляля», лишь чуть выше этажом, но на этом языке надо уметь говорить, если вы собираетесь общаться. Для примера языка гопников можно послушать в фильме «День выборов» песню исполнителя «Серега» на ликеро-водочном заводе «Родители меня названии Коля».

Собираетесь говорить с милиционером – надо говорить об уровне общественного порядка на подведомственной территории. Это его язык, и он вас поймет, он будет с вами обращаться в соответствии с тем уважением, которое обычно испытывает к людям, знающим такой язык.

Посмотрите «Монолог патриота» Жванецкого. В нем за четыре минуты показан язык пролетариата, на котором говорят эти люди. Хотите с ними говорить, научитесь беседовать на этом языке, на другом они вас не поймут227.

Для того чтобы узнать, например, казачий язык, необходимо:

  1. Выписать крылатые фразы из реплик Разгульнова в «Тихом Доне». Можно посмотреть в викицитатнике.
  2. Прочитать текст того письма, что написали запорожские казаки турецкому султану. Там самые приличные слова «який же ты лыцарь, коли не можешь голым задом ежаку вбити?». Там тоже есть и другие крылатые фразы, которые вам помогут в общении не только с казаками. К этому письму можно приложить анекдот: всеобщий фурор вызвала картина, найденная в запасниках Эрмитажа, под названием «Запорожские казаки обсуждают, на каком языке писать письмо турецкому султану».


Напоследок дам три высказывания из армейского языка, который исключительно простой, заточен на то, чтобы все его понимали, но, к сожалению, не все его понимают:

Прямая, проложенная в обход начальства, короче прямой, проложенной через него. Если вы не понимаете эту фундаментальную фразу, лучше просто запомнить, она вам будет всю жизнь помогать. Люди постарше очень хорошо понимают, насколько короче первая прямая, чем вторая. Это мудрость житейская, она придет со временем, а не сразу.

Когда я был студентом, на военной кафедре у нас был майор Шмидт, он учил просто, ясно: все, что торчит из окопа, будет отстрелено нахрен. Мы, глупые, тогда смеялись над ним, думали: солдафон, чего он такое говорит? И только когда стали старше, стали понимать, что он был прав. Чуть из окопа высунулся, неважно где: в мирное или военное время, если голова каской не закрыта, отстрелят сразу. Т.е. перед тем, как высунуться, надо подумать.

Последнее простое, но жизненное высказывание: и спать хочется, и Родину жалко.




СТРАНИЦА ДЛЯ ПЕЧАТИ       |       ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ       |       ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД

Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Copyright © 2025 Грибов А.Ю. Все права защищены