English version

Великая Яса (Джасак) Чингисхана

Цель законодательства

“Он хотел обеспечить их такой безопасностью и спокойствием, чтобы каждый в пределах его господства мог нести на голове золото без всякой опасности (быть ограбленным) так, как люди носят простые горшки.”

Государственное и административное право

1. Предписывается (приказано) верить, что существует только один Бог на Земле – создатель Небес (неба) и Земли, и только Он один дарует жизнь и обрекает на смерть, делает богатым или бедным, так, как Ему заблагорассудится, и имеет абсолютную власть над всем (что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему и обладающий высшей властью). Приказано равно уважать все религии и ни одной из них не отдавать предпочтения для угождения Богу.
2. Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором (самовольно провозглашать себя императором), если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете (если на то нет решения курултая).
3. Запрещено главам племен (кланов) и народов, подчиненных монголам, носить почетные титулы – всех называть только по имени.
4. Он предписал наблюдать за исполнением Ясы сыну своему Чагатаю бек Чингис-хану.
5. (Список привилегий и льгот, предоставляемых вождям и военачальникам новой Империи.)

Международное право

6. Запрещается заключать мир с монархом (вождем), князем или народом, пока они не побеждены или не сдались (не подчинились). За убийство посла – ответит смертью все племя убийцы. Монголы должны подчинить себе всю землю.
7. Яса предписывает щадить страны и города, покоряющиеся добровольно.

Уголовное право

8. Убийце [монгола], трусу, лгуну, прелюбодею (без всякого различия, будет ли он женат или нет), содомиту, вору, скупщику краденого, грабителю, лжесвидетелю, шпиону, предателю, колдуну, не почитающему старших и нищих, всем людям, подверженным постыдным порокам (предающимся грязным порокам), без различия возраста и знатности – смерть.

Виновные в прелюбодеянии (супружеской измене) могут быть убиваемы на месте преступления.

Яса предписывает любить ближнего, как самого себя (любить друг друга), не причинять обид и забывать их совершенно.

Он запретил эмирам (военачальникам) обращаться к кому нибудь, кроме государя, а если кто нибудь обратится к кому нибудь, кроме государя, того предавал смерти; кто без позволения переменит пост, того предавал смерти.

Законы Чингисхана карали смертью за убийство, за невозвращение оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою. Неоказание помощи боевому товарищу приравнивалось к самым тяжелым преступлениям. Наказанием за тяжелые преступления была смертная казнь; за малые преступления полагались телесные наказания или ссылка в отдаленные места (Сибирь). (Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. п. 131. Закон против обычая)

9. Кто лжет с намерением или волхованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого, также предается смерти.
10. От наказания за убийство (казни) можно откупиться штрафом, заплатив за мусульманина сорок золотых монет (барыш), а за китайца рассчитывались одним ослом.
11. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой десяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана.
12. Уличенный в краже коня или вола, или уздечки, или иной равноценной вещи наказывается смертной казнью, и его тело разрезается на две части (расчленяется надвое). За более мелкую кражу (меньшее воровство) наказание выносится в зависимости от ценности украденной вещи – семь, семнадцать, двадцать семь и до семисот палочных ударов. Но телесного наказания можно избежать, заплатив девятикратную стоимость украденной вещи.
13. Уличенного преступника должен карать каждый, без различия знатности, возраста или чина. Уклонение от наказания приравнивается к соучастию.

Он узаконил, чтобы старейший из эмиров, когда он проступится и государь пошлет к нему последнего из служителей для наказания его, отдавал себя в руки последнего и распростирался бы пред ним, пока он исполнит предписанное государем наказание, хотя бы то было лишение живота.

14. Запрещены унизительные или телесные наказания – только дурная слава, изгнание или смерть.
15. За попытку уклониться от наказания, под предлогом знатности, возраста или чина – смерть.

Военное право

16. Чтобы не допустить бегства пленных или чужеземных рабов, запрещается укрывать их (давать кров), давать пищу и одежду (для пленных – без позволения их пленивших), что карается смертью.
17. Кто поймает бежавшего пленного или раба и не передаст его пленившим (или у кого он был в руках) – смерть.
18. В рабство может быть обращен только военнопленный и члены его семьи, при этом рабство не наследуется.

Никто из подданных Империи не имеет права иметь монгола слугой (в качестве прислуги) или рабом.

19. Каждый мужчина, за редкими исключениями, должен служить в армии.
20. Принцип, согласно которому армия делится на десятки, сотни, тысячи и десятитысячные тумены, должен быть сохранен. Эта установка позволяет в короткое время собрать армию и сформировать подразделения во главе с их командирами. (Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско.) Воины берутся не ниже 20 лет от роду.
21. Как только наступает время кампании, каждый воин получает оружие из рук назначеннoгo для этого командира. Воин должен содержать оружие в порядке и перед боем давать для проверки своему командиру. (Каждый воин получает своё оружие из рук непосредственного командира перед началом похода. Каждый воин обязан следить за состоянием своего оружия, а командир проверять его перед началом битвы.) Если у воина не оказалось какой либо нужной вещи, начальник должен наказать его. Легкое вооружение легкое и обмундирование воин должен делать за свой счет.
22. Запрещается и карается смертью мародерство в стане неприятеля прежде, чем на то будет дано разрешение главного командования, но после того, как оно дано, рядовой воин имеет равное право с командиром и ему разрешается взять себе все, что ему удалось захватить, при условии, что он заплатил свою долю сборщику дани для императора. (Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага и мародёрствовать, докуда командующий не дал разрешения, а после такого разрешения солдаты, наравне с офицерами, имеют право на добытое, если они уплатили соответствующую часть императору.)

Военная добыча должна делиться следующим образом:

  • 3/5 доставалось войску;
  • 1/5 доставалась джихангиру (руководителю похода);
  • 1/5 доставалась императору.

Если кто нибудь в битве, нападая или отступая, обронит свой вьюк, лук или что нибудь из багажа, находящийся сзади его должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее; если он не сойдет с коня и не возвратит упавшее, то предается смерти.

22.1. Если кто нибудь в битве, нападая или отступая, обронит свой вьюк, лук или что нибудь из багажа, находящийся сзади его должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее; если он не сойдет с коня и не возвратит упавшее, то предается смерти.
23. Чтобы поддерживать боевую подготовку армии, каждую зиму надлежит устраивать большую охоту. По этой причине воспрещается кому бы то ни было убивать от марта до октября оленей, козлов, косуль и других самцов парнокопытных, а также зайцев, диких ослов и некоторые виды птиц. Чингисхан предписал наказывать охотников, упустивших зверей в облаве: подвергать наказанию палками, иногда и смертной казни.
23.1. Чингисхан приказал воинам по возвращении из военного похода исполнять определенные повинности на службе правителя.
24. Должностные лица и военачальники (офицеры) и вожди, не справившиеся со своими обязанностями (не выполнившее задание) или не явившиеся на призыв хана, будут казнены (приговариваются к смерти), особенно это касается тех, кто находится в отдаленных районах. Если их проступок не очень серьезный, то они должны лично предстать перед ханом (явиться к хану).

Трудовое право

25. Запрещено говорить о любом предмете, слове или деле, что оно нечисто – все вещи чисты одинаково.
26. Он предписал, чтобы женщины, сопутствующие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин в то время, как последние отлучались на битву.

Торговое право

27. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза – смерть.

Коммуникационное право

28. Он предписал султану учреждение постоянных почт, дабы знать скоро о всех событиях в государстве.

Налоговое право

29. Запрещено требовать от каждого на общее дело более десятой части, вещами, людьми или скотом.
30. Запрещено требовать налог (подати) с лекарей (врачей), ученых (мужей науки), законодателей (юристов), могильщиков (омывающих тела покойников/умерших) и служителей любого культа (факиров, чтецов аль-Корана, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов мечетей, духовных лидеров, проповедников, монахов, посвятивших себя служению Богу).

Он (Чингис-хан) постановил, чтобы на потомков Али-бека Абу-талеба, всех до единого, не были наложены подати и налоги.

Яса предписывает освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его.

Духовные лица всех исповеданий освобождаются от повинностей.

Должно возвеличивать и уважать чистых, невинных, праведных, грамотеев и мудрецов какого бы то ни было племени, а злых и неправедных презирать.

31. Каждый мужчина, кто не идет на войну, должен в течение определенного времени работать на империю бесплатно.
31.1. Весь народ монгольский да содержит хана из ежегодных достатков своих, [уделяя ему] коней, баранов, молока, также от шерстяных изделий.

Санитарное право

32. Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра – смерть.
33. Запрещено черпать открытую воду для питья рукой – можно только посудой для черпания воды.
34. Запрещено стирать одежду в открытой воде, пусть даже, из-за грязи, она не годна для ношения.

Запрещается, под страхом смертной казни, купаться или стирать белье в проточной воде во время грозы.

35. Запрещается (под страхом смерти через зарезание) перерезать (как режут мусульмане) горло животным, которых используют в пищу. Охотник должен каждое животное связать, разрезать грудину и вырвать руками сердце, и тогда можно есть мясо животного. (Запрещено резать горло животным, добытым для еды. Животное надлежит связать, вскрыть ему грудь, и охотник рукой должен вырвать ему сердце.)

Разрешается пить кровь и есть внутренности животных, хотя раньше это делать запрещалось. (Разрешено употреблять в пищу кровь и внутренности животных, хотя ранее это было запрещено.)

36. Он запретил своему народу есть из рук другого, пока представляющий сначала не вкусит (не попробует) сам от предлагаемого, хотя бы он был князь (эмир), а получающий – пленник.
37. Запрещено шагать через огонь, на котором готовят еду (огонь трапезный) и через блюдо, на котором едят.
38. Чингисова Яса предписывает: человека, подавившегося пищей, протаскивать под [решетчатой стенкой] ставки и немедленно убивать, равным образом предавать смерти, кто ступил ногой на порог ставки воеводы.
39. Яса вообще запрещала употребление высокоградусных алкогольных напитков до 40 лет, а после только по праздникам и не в военное время.

Частное право

40. Запрещено есть одному, есть больше других и есть, не предложив еду тем, кто находится рядом.
41. Приказано всякому, едущему мимо едящих, сойти с коня и есть вместе с ними, без их позволения и никто из них не должен запрещать ему это.

Семейное право

42. В начале каждого года, представлять всех взрослых девушек (всех своих дочерей), без различия, на конкурс красоты султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.
43. Закон о браке предписывает каждому мужчине обзавестись женой (мужчина должен выкупать себе жену) и запрещает брак между родственниками первой и второй степени родства. Мужчина может взять в жены двух сестер и (или) иметь несколько наложниц. Женщины должны заботиться об имуществе, делать покупки и торговать так, как им хочется. (Женщины должны заниматься собственностью и хозяйством.) Мужчины должны заниматься только охотой и войной. Дети, рожденные от рабынь, считаются законными наравне с детьми, рожденными от жен. Отпрыск от первого брака почитается выше других детей и наследует все.
44. Если две семьи хотят породниться, но у них еще юные дети, то они, если это мальчик и девочка, могут вступить в брак. В случае смерти детей брачный договор сохраняет свою силу.

Наследственное право

45. Все рожденные дети законны, без различия, от жены, или от наложницы и наследуют отцу (получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства).
46. Раздел имущества основывается на таком положении, что старший получает больше младших; меньший же сын наследует хозяйство отца (меньший сын наследует отцу). Старшинство детей рассматривается соответственно степени их матери, из числа жен одна всегда старшая преимущественно по времени брака.
47. По смерти отца сын полностью распоряжается судьбою его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их замуж за другого.
48. Под страхом смерти воспрещается пользоваться чем-либо из вещей покойного (присваивать вещи покойного), за исключением законных наследников. При отсутствии наследников имущество передается тому, кто ухаживал за умершим. Ни под каким видом добро умершего не берут в казну и считают это недопустимым.

Крепостное право

49. Никто не смеет уходить в другое место или укрываться у других, и никто того человека не должен к себе допускать, а если кто либо поступит вопреки этому приказу, то того, кто перебежит, убьют всенародно, а того, кто его укрыл, ввергнут в оковы и накажут (или казнят).

Транспортное право

50. От каждых двух тумэнов лошади должны быть поставлены (в распоряжение ямов) по всем дорогам для проезда послов.

 

ОБЫЧАИ (МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ) МОНГОЛОВ

Обычай (моральная норма)
(по источнику “Обычаи и традиции монголов”http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/informations/traditions.shtml)

Обычаи (запреты), связанные с гостеприимством

1. В классической монографии ученого-востоковеда И. Майского «Современная Монголия», изданной в 1921 г., отмечается изумительная наблюдательность, природное любопытство, добродушие и гостеприимство монголов.
2. Любопытство монголов и их гостеприимство, как национальные черты характера, отмечают многие путешественники и сегодня. Стоит встать лагерем, как ниоткуда появляется конный всадник. Окрестные монголы приходят посмотреть издалека, подолгу наблюдают за жизнью лагеря. После вручения им мелких сувениров, обычно уходили, но на следующий день приходили другие.
3. В Монголии не принято с ходу задавать гостю вопросы. Гость тоже не должен торопиться выкладывать о себе все. В степи жизнь идет не спешно и процедура знакомства гостя и хозяина не составляет исключения. Принято перед разговором обменяться табакерками и понюхать табак друг у друга, не спеша попить чаю, обмениваясь общими фразами о здоровье и погоде, и уже потом начинать разговор о делах.
4. Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Во время чингисидов все послы, купцы с дарами должны были проходить между двух огней для обезвреживания дурных намерений, которые могли иметь.
5. Обычай гостеприимства. До сих пор существует поверье: чем больше гостей заглянет в первый новогодний день в юрту, тем счастливее будет настающий год. Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками этим он показывает уважение дому. В Монголии и Бурятии существует обычай правой руки. Пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками.
6. Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.
7. Запрещается дарить нож, острые предметы.
8. Придя в гости, главный подарок сразу не показывают, дают только при уходе. Подарки дарят не все сразу, а поочередно в течение всей встречи.
9. У монголов не принято без спроса хозяев входить в юрту. Нельзя входить в юрту тихо, неслышно, озираясь по сторонам. Нужно обязательно подать голос или покашлять. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких враждебных намерений.
10. Запрещается в юрту вносить оружие. Его принято оставлять за порогом. Посетители должны снять с себя оружие и оставить его на правой стороне. Вынуть лук из сайдака, опустить тетиву, не оставлять в колчане стрел.
11. Нельзя наступать на порог юрты. На пороге юрты запрещается сидеть, стоять и разговаривать с гостем.
12. В юрте гостю нельзя садиться самовольно на северной – почетной стороне. Гостю заранее указывают его место. Он не должен садиться, где попало.
13. Перед заходом в юрту, нельзя ходить «до ветру» (облегчаться). Это считается оскорблением и неуважением к хозяевам юрты.
14. Нельзя входить в гости к хозяевам юрты с засученными рукавами, с лопатой или другими землеройными орудиями. По монгольскому обычаю монголы засучивают рукава при похоронах, а землеройные орудия вносимые в юрту считаются дурной приметой.
15. Нельзя приходить в гости с пустой посудой. Нужно обязательно в посуду что-нибудь положить, чтобы счастье из юрты не было унесено в пустой посуде.
16. Считается неприличным помогать хозяевам: передавать пищу, обслуживать гостей. Нельзя уйти, не попробовав угощение хозяев.
17. Нельзя стоя пить водку. Соблюдая обычаи стола, нужно обязательно сидя выпить предложенную водку.
18. На донышке пиалы не принято оставлять остатки чая и бросать в чашку остатки и объедки.
19. При застолье гости не имеют права менять свои места.
20. Когда дают угощение, не берут его одной рукой, в знак уважения принято брать угощение двумя руками.

Этикет

21. Нельзя косо смотреть, сердиться, материться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери. Это такой же грех, как лишить живое существо жизни.
22. Если сын хорошо бережет имя отца, то он также будет во всем счастлив.
23. Нельзя переходить дорогу перед старшими, пожилыми людьми. Этим наносится оскорбление, неуважение к старшим.
24. Тот, кто утратит свои прежние обычаи, будет всеми презираем и опорочит собственное имя.
25. Нельзя показывать ладони другому человеку. Считается, что линии на ладони отражают судьбу человека. Поэтому, монголы прячут свои ладони от других.
26. При встрече не целуются, только касаются щек друг друга.
27. Монгольская женщина не расчесывает волосы при мужчине.
28. Не должно покрывать голову платьем, закладывать обе руки за шею или заплетать их сзади.
29. При затмении солнца, луны запрещается: есть, пить, спать и лежать.
30. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами.
31. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.

Обычаи (запреты), связанные с землей

32. Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Строго запрещается копать землю ножом, скребком, лопатою или сохой в количестве свыше одной горсти.
33. Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места».
34. Бережное отношение к земле формировалось через систему запретов. Запрещалось без нужды ранить землю острыми предметами, чертить по ней, вскрывать ее поверхность.
35. При необходимости закладки фундамента, рытья колодцев нужно было провести ритуал получения разрешения на эти действия и обряд «сэржэм» – подношения даров.

Запреты, связанные с верой в духов

36. Запрещалось купаться в реке.
37. Запрещалось черпать воду золотой и серебряной посудой
38. Запрещалось резать скот, перерезая ему горло
39. Запрещалось ступать ногой на порог жилища.
40. Запрещалось извлекать мясо из котла ножом.
41. Запрещалось осквернять огонь.
42. Запрещалось бить лошадь уздой.
43. Если прольется на землю вино или кумыс, то молния поразит лошадей.
44. Если пролито много вина, молния наверняка попадет в дом.
45. Преднамеренное пролитие вина или молока расценивалась монголами, как вредоносная магия против жилища и животных.
46. Развит культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ тэнгри). Небо, по мнению монголов, видит все поступки и помыслы человека, который никогда не может укрыться от небесного правосудия: оттого монголы, чувствуя правоту восклицали: «небо, ты будь судьей».
47. Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения, – удачи не будет. По поверью монгол, каждая гора и долина имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь.
48. У монголов существует обычай «брызгать» духам местности. Как правило, перед питьем спиртного чуть-чуть капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в стороны и вверх.

Обычаи (запреты), связанные с природой

49. Нельзя наносить вред природе
50. Нельзя без нужды рвать растения и цветы.
51. Запрещается убивать животное с детенышами.
52. Нельзя ловить или убивать молодых птиц.
53. Нельзя рубить молодые деревья у источников.
54. У источника воды «аршана» запрещается стирать грязные вещи и мыться с мылом. Такие действия считаются осквернением источника.
55. Нельзя ходить «до ветру» в сторону Полярной звезды. Северная сторона у монголов является почетной.
56. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага
57. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, не затушенный костер.
58. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ коновязь, разжигать рядом костер.

Обычаи (запреты), связанные с огнем

59. Запрещается давать огонь (очага) в другой дом или юрту (исключение только своим родственникам). Запрещается брать огонь у постороннего человека.
60. Нельзя ставить юрту на месте, где раньше располагались чужие юрты.
61. Нельзя ступать ногой на золу. Монголы считают, что на золе оставляет свои следы душа умершего человека.
62. Запрещалось лить воду в огонь.
63. Нельзя вонзать нож в огонь, касаться огня ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь очага мусор, тряпки – это оскорбляет дух домашнего очага.
64. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага.
65. Запрещалось спать, вытянув ноги в сторону очага: считается, что это может испугать духа-хозяина юрты.
66. Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Во время чингисидов все послы, купцы с дарами должны были проходить между двух огней для обезвреживания дурных намерений, которые могли иметь.

Прочие обычаи (запреты)

67. Счастливым днем для начала дела считается полнолуние или начало лунного месяца.
68. Внутри храмовых стен, на монастырской земле, «невозможно убивать животных, сюда нельзя вносить водку и вино, здесь нельзя оставлять ночевать женщину, или же возможно только с разрешения начальника монастыря».
69. Считается унизительным чтение священным книг с людьми непосвященными ради забавы, смеясь и выкрикивая на разные голоса.
70. Нельзя употреблять воду вместе с животными – без различия будет ли то питье, на умывание, на омовение платья, посуды, зубочистки, поливку травы и пр.
71. При посещении буддийских дацанов, надо сначала обойти территорию храма по ходу солнца, вращая все молитвенные барабаны. Внутри храма двигаются по часовой стрелке и не входят в него в шортах. Нельзя проходить в центр храма во время службы и фотографировать без разрешения. Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать.


СТРАНИЦА ДЛЯ ПЕЧАТИ       |       ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ       |       ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД

Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Copyright © 2017 Грибов А.Ю.
Все права защищены