English version

4 Серия
Эмоциональная завеса




Отключение критического восприятия гипнозом

Переходим к теме эмоциональной завесы.


На первый взгляд может показаться, что всё предельно просто: не поддавайся эмоциям – и всё. Но на самом деле всё гораздо сложнее. Гораздо сложнее.


Фильм этот, я думаю, вы все видели. И всем вам он понравился.


Давайте я ещё раз наступлю вам на психосоматический блок и скажу: это фильм про дебилов и для дебилов.


Неприятно слышать, понимаю. Но мы уже прошли первую лекцию и знаем, что в такой момент не надо переживать, а надо подумать: почему так, как это устроено, что происходит?


Почему вам понравился этот фильм? Потому что он зрелищный. В него стреляют, а он зарастает.


Но. Те, кто когда-либо держал в руках хотя бы охотничье оружие: кому-нибудь в голову пришло бы стрелять по луже? Или по реке, по озеру? Нет, не придёт. Потому что все понимают: эффекта не будет. Вода обратно сомкнётся. Зачем патроны зря переводить? А там, в фильме, это ещё как приходит в голову: «А давай стрельнем»!


Они знают, что он жидкий робот. Но они по нему стреляют.


А мы с вами давайте включим на секунду мозг. Нам нравилось, как в него попадают. Это эмоция. А если смотреть на это с холодной головой?


А если включить мозг и отключить эмоцию?


Перед нами нечто жидкометаллическое. Нам это нечто надо побороть.


Какими методами? Как борются с металлом?




Ответ очень простой – с помощью магнита. Надо было подвести этого жидкометаллического робота к магниту и включить магнит. И всё, он «приклеился» бы. Конец. Правда, фильм был бы покороче… Но ведь на любой автомобильной свалке в США такой магнит точно есть. Подбежал, включил, он примагнитился – и всё, дальше делай с ним, что хочешь.


Но нет! Герои фильма выбирают не это. Они по роботу стреляют из всех видов оружия, хотя можно победить гораздо проще. Почему? Потому что никто из них мозг не включил.


А если вдруг он не из металла, а из каких-нибудь композитов? Попробуем подойти с другой стороны.


Если он жидкокристаллический, но всё же робот. Каким образом надо воздействовать на электронное устройство, чтобы оно сломалось?


Нужно направить на него направленную электромагнитную волну. Всё. Ничего сложного.


Электромагнитную пушку может сделать любой студент, разобрав обычную СВЧ-печку. Извлекает лампу бегущей волны, экранирует её (чтобы не задело самого сборщика) и направляет на цель. На YouTube вы можете найти десятки видео, где подростки собирают такие устройства: ставят телефон-звонилку на пенёк, направляют электромагнитную пушку – и бабах, и телефон эффектно взрывается. Ничего сложного.


Вспомните японский мультфильм «Корабль-призрак», знакомый многим с детства. Там герои тоже борются с чудовищем при помощи электромагнитной пушки.


Теперь обратите внимание на Сару Коннор. Она десять лет готовится к возвращению робота. Тренируется. Готовится. Сыну её наверняка больше десяти лет. Минимум тринадцать.


И она за все эти тринадцать лет ни разу не подошла к электронщику и не задала вопрос: «Как бороться с роботами?» Вместо этого она тупо вооружается огнестрелом. У неё пулемёт Гэтлинга, ещё какое-то огнестрельное оружие… Но никаких магнитов. Ни намёка на электромагнитную пушку.


А ведь за это время можно было бы что-то придумать. Даже если допустить, что она наивна или глупа, – к ней же прислали Арнольда Шварценеггера, который сам робот. Ну он-то точно знает, как надо воевать с другими роботами! Как сжечь роботам мозги или примагнитить их.


Так где же разум?


Всё, что нам показывают, что все персонажи – дебилы фантастические. И робот – дебил, и Сара – дебилка, и паренёк, который научился деньги воровать из банкомата, – третий дебил. Не учил, как работает лампа бегущей волны.


И самое страшное: зрители тоже не воспринимают это критически. Вы смотрели. Я смотрел. И нам всем было интересно. Потому что зрелищно. Красиво. Всё взрывается и стреляет.


А почему нам понравилось?


Но почему мы, люди явно умные, так отреагировали?


Ответ прост: фильм начитается с несложного, простейшего гипнотического воздействия на зрителя.


Тёмные тона.


Низкий звук.


Потом – резкая вспышка.


Сознание человека захватывается на эмоцию, а критическое восприятие уходит в дальний угол и не работает там.


Именно это и есть цель режиссёра Кэмерона: удерживать зрителя в состоянии гипнотического эмоционального транса, в котором критическое восприятие не вылезает из своих углов.



Вот вам задание.


Включите фильм «Терминатор 2: Судный день». Посмотрите первые тридцать секунд. Затем выключите. Остановитесь и подумайте: где именно вами начали манипулировать? Каким образом был включён гипноз?


Почему, видя, как герои стреляют по огромным железным объектам из простого стрелкового оружия, вы не задаётесь вопросом: «А где тяжёлая техника? Где РЭБ?»


Смотрите фильм с перерывами. Первые тридцать секунд – остановка. Потом минута. Потом ещё минута. Затем можно по две минуты.


Останавливаться надо минимум на 30 секунд, и каждый раз спрашивайте себя: «Где меня только что обманули?»


Вас всех обманули при просмотре этого фильма. И меня тоже. В первый раз, когда смотрел, мне тоже понравилось.


Просто те, кто это делает, – профессионалы. Их задача – манипулировать вами. Это их работа. Задача любого драматурга – «заставить зрителя смеяться и плакать». Ключевое слово – заставить. Не так, чтобы зрителю самому захотелось смеяться и плакать. Нет.


Задача драматурга – манипулировать сознанием зрителя, и Кэмерон – молодец.


Он отлично манипулирует сознанием. И мы все на его приёмы манипулирования поддаёмся. Потому что он – молодец, а мы просто не готовы, что нашим сознанием сейчас будут манипулировать. Потому что у нас нет или не было защитных механизмов.


Но теперь мы их развиваем. И когда они появятся, вы начнёте замечать: вот здесь вами манипулируют, вот здесь вас обманывают. Даже в детских сказках.


К слову, если не читали братьев Гримм – очень рекомендую. Там многое иначе. И не только в «Красной Шапочке». Почитайте первоисточник.


Теперь следующий эпизод.




Вспомните сцену, где Арнольд заходит в бар. Внутри – сомнительные личности. Он отбирает у них одежду и мотоцикл.


Этот фрагмент вырезан, его отдельно выкладывают в интернете, у него десятки миллионов просмотров. Серьёзный парень пришёл – всех «построил». Классика. Людям нравится.


Но давайте проведём мысленный эксперимент. Я прошу вас проделать его с закрытыми глазами. Не видеть зрительный образ на слайде, а представить себе свой родной город. Место дислокации ОМОНа. Омоновцы после смены переодеваются в гражданскую одежду, бойцы заходят в бар – выпить кружку пива перед тем, как поехать общественным транспортом домой.


И вот в этот момент в бар заходит здоровый голый мужик. Он подходит к столику, за которым сидят ОМОНовцы в гражданской одежде, и говорит: «Мне нужна ваша одежда и мотоцикл».


Представили картину, не глядя на экран? Как думаете, что будет дальше?


Вы же понимаете: он оттуда не выйдет ни с одеждой, ни с мотоциклом. В девяти случаях из десяти его увезут на скорой. В одном из десяти случаев дело закончится ещё хуже, прикапывать придётся. Чтобы «нету тела – нету дела».


Заметьте, какова реальность и как вам нравится смотреть на чистой воды враньё.


А почему вам нравится враньё?



Сопереживание

Вам нравится потому, что:


Поэтому вам хочется сопереживать Арнольду.


А его «оппоненты»:


И поэтому нам не хочется им сопереживать. Они выглядят чужими.

Мы «болеем» за Шварценеггера. Также, как «болеем» за «Динамо» против «Спартака». Мы «болеем» за того, но не «болеем» за этого.

Сменим картинку.



А в этой ситуации мы за кого болеем? Справа – гопота. Но это наша гопота. Свои. Да, они нехорошие. Но свои. А слева американец какой-то. Или вообще австрияк.


Поэтому в этом противостоянии мы за Шварценеггера болеть как-то не будем. Он не наш. А гопота – да, они такие же, как в Лос-Анджелесе. Кстати, я в Лос-Анджелесе был. И могу сказать: если зайти куда-то в юго-западном Лос-Анджелесе, особенно недалеко от аэропорта, и что-то там попросить – результат будет примерно такой же, как у нас с ОМОНовцами. Там тоже ребята ого-го.


Итак, в этом слайде мы за гопоту.


Закройте глаза.


Откройте и посмотрите на этот слайд.




Вот в этой картинке мы за кого?


Вот и возникает эффект: «мы за него». Потому что он на наших похож. А это-то гопота не наша. Логически это такие же гопники, ничем принципиально не отличаются. Но эти не наши. Потому что наших гопников мы знаем, а эти какого-то другого цвета. Хотя на самом деле он не наш. Он австриец. Или американец.


Посмотрите, как зрительный образ формирует манипуляцию вашим сознанием.


Визуальный ряд заставляет вашу эмоцию присваивать объектам маркировку: этот – наш, этот – плохой. Не включая мозг и логику.


А ведь если логически разобраться: Терминатор совершил грабёж. А когда оружие направил на бармена и очки отнял – и разбой. И по логике закона он разбойник. Его следует арестовать. Или даже ликвидировать при задержании при оказании сопротивления.


Но великолепный режиссёр Кэмерон нами прекрасно манипулировал. Поэтому как зрители фильма мы за Терминатора. Потому что так устроена драматургия. Потому что Кэмерон управляет нашим восприятием мастерски.


Кэмерон – молодец. Браво ему.


А мы с вами должны научиться понимать, что профессионалы умеют нами манипулировать. Могут вызывать наши положительные эмоции в отношении отрытых грабителей. Совершенно неприкрытого грабежа. Просто потому, что Джеймс Кэмерон нами отлично сманипулировал.


Вот это – эмоциональная завеса.


"Если ты убьёшь таракана - ты герой. Если убьёшь бабочку - ты злодей. Мораль подчиняется эстетике..."



СТРАНИЦА ДЛЯ ПЕЧАТИ       |       ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ       |       ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД

Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Copyright © 2025 Грибов А.Ю. Все права защищены