Russian version

Coins with nominal value



Money with nominal value must be considered separately as an example of natural money evolving into credit money (fig. 16).

It is believed that the first of the best-known attempts to introduce credit money was made by Emperor Nero, who decreased the content of gold in coins (common folk at the time believed he was spoiling coins). Thus, for the first time in history the value of metal in a coin became lower than its nominal value, but still was high enough to define consumer properties of metal.

Gold, circulating as jewelry, at present is always mixed with copper, silver, nickel and zinc to increase its shine and durability. Consumer properties of such gold improve, but its exchange value as the goldcontaining metal decreases. Thus, if gold was diluted by other metals to an insignificant measure, there was no social controversy. However, as soon as this proportion exceeded the limits of what was accepted by the public conscience, unrest grew and riots sprung up thus the society tried to make the State executives change their viewpoint.

«At first coin minting was a private trade (in Russia, for example, coin minters were known as livtsy casters and serebryaniki silversmiths). Then minting was monopolized by the State and coin production began at State premises known as Mints.

In the world of ancient civilizations, as has already been stated above, coins were made from pure silver and gold (Greece) or their alloy (Lydia). Then they started adding hardeners (for instance, copper in gold alloys). Too high an amount of hardener resulted in coin spoiling.

Coin spoiling by the State is a deliberate act of decreasing the weight or the standard of coins while preserving their face value, in order to get profit142  This means that, together with the monopoly on coin minting, the State got the opportunity to spoil coins.

The decrease of the amount of metal in coins is usually more or less palpable and is achieved by various means. For example, it is done by simply decreasing the weight of freshly minted coins without any damage to the quality of metal or by spoiling the metal, mixing it with a cheap additive, whilst the weight of coins either stays the same or increases. Also, sometimes a precious metal is simply replaced by a nonprecious one.

Coin spoiling was broadly practiced in slave-trading and feudal societies, especially during wars which put all involved parties in a tense financial situation. Thus, in Rome the weight of coins was a kind of barometer, which indicated periods, when tyrannical power of the Emperor, or social unrest, significantly increased. Historians provide us with the following evidence: a silver denarius during the reign of Augustus (63 BC AD 14) weighed 3.89g; in Neros time (3768), its weight went down to 3.41g and 15 percent of additive was mixed in. In Commodus time (161192), it weighed 2.85g and the amount of additive had grown up to 50 percent; at Septimius Severus time (146 211), its already up to 60 percent, and an old denarius is now twice as expensive as a new one. Quite often coins had a copper core, covered with thin silver plating. This was nothing else but official counterfeiting of coins»143

It was coin spoiling that demonstrated the States power. Common folk and traders accepted these coins because, on the one hand, it was acceptable for paying taxes, and, on the other, apparently, the State could force traders to accept this and no other money as the means of payment for their goods.

Coins began to differentiate into full-value coins and change. Fullvalue coins are a type of monetary unit in the form of an ingot (usually round-shaped), made from an alloy containing a precious metal. Face value of a full-value coin was equal to the value of the amount of precious metal contained in it. Billon coins are another sort of monetary units, looking the same as full-value coins, but, in contrast to the latter, their face value was higher than the value of the alloy they were made from, as well as higher than their production cost.

Copper coins (fig.17) nominated in silver, minted in the time of Russian Tsar Nicholas I (1840), can serve as an example144

 

. . " : "

. . " : "

 

In Russia, coin spoiling by Princes and Tsars, spoiling of silver grivnas by cutting off pieces and the emergence of thief money led to complete disappearance of full-weight coins, social unrest and riots (copper riot in the time of Tsar Alexei Mikhailovich in the mid.-17th century) Trying to avoid difficulties, the government began to mint copper money with an enforced exchange rate. As a result, the market value of the silver rouble began to grow compared to its face value, silver almost entirely disappeared from circulation and was hoarded by money-lenders and money-changers, and commodity prices in general went up.

Difficulties experienced by bimetallic countries are explained by Copernicus-Greshams Law, discovered in 1526 by the Polish scholar Nicolaus Copernicus and in 1560 by the English financier Sir Thomas Gresham: Bad money drives good money out of circulation"145. This means, that if two kinds of coins, interconnected by a legal correlation of exchange, are in circulation in the same country at the same time, there arises the trend for disappearance of the better (in terms of their commercial value) coins. What happens is precisely this: good money is either hoarded or used in foreign trade, or remelted and then exchanged for bad money.

Eventually, copper money was withdrawn from circulation. In the late 17th century, the amount of silver in rouble coins was decreased by 30%. In Russia, up until the 17th century, mining of precious metals was extremely underdeveloped, and because of that Mints, which in the 17th century were monopolized by the State, remelted foreign coins. According to the monetary regalia of Peter the Great, export of precious metal bars was strictly banned, whilst export of spoilt coins was allowed.

As the price of the precious metal component in coins with low face value continues to grow, there arises a problem of the object component of coin value being higher than its liability component.

«The Swiss Government decided, from the 1st of January 2007, to withdraw from circulation one-centime coins (0.0076 US dollars). It costs 11 centimes to produce a one-centime coin, as Hans-Rudolf Merz, Head of the Federal Department of Finance, has calculated. His plan included saving another 230 500 dollars by eliminating five-centime coins as well, but consumer organizations, fearing that round numbers on price tags would in fact mean growth of prices, won the fight to save five-centime coins.

The cost of metal content in United States one-cent coins (97.5% zinc core, 2.5% copper plating) rose up to 77% of their face value. Also, if one adds the minting and distribution costs (0.0061 dollars per one cent), it turns out that the United States Mints costs involved in producing a one-cent coin exceed its face value by 38%. The US cent has been through this before: in 1982 the cost of its copper content exceeded its face value, and as a result the coins weight was lessened from 3.1 to 2.5 grams, and the copper content was reduced from 95 to 2.5%.

The five-cent coin weighting 5g (75% copper, 25% nickel) costs Americans 4.5 cents, or 5.75 cents including production costs, which exceeds the face value by 15%.

The value of metal content in Russian coins may also be higher than their face value But the information on metal content in Russian coins is restricted In Russia, too, the cost of metal content is close to the face value. In a one-kopeck coin metal content exceeds its face value by over 100% percent In the early 1990-ies the Central Bank of Russia even had to cease minting small change, as the then First Deputy to the Central Bank President Arnold Voilukov confessed in 2003: Our coins contain copper and nickel, and thus reminting them even with the help of rather primitive technologies would be profitable"

Even paper money may turn out to be cheaper than the material it is made of. The catastrophic inflation that hit Germany in 1922 (prices were multiplied by 5570) and 1923 (by 1300 billion) made banknotes more expensive than paper. And in 2003, a Web portal for travelers Inyourpocket.com, calculated that in Byelorussian restrooms it is cheaper to use one-rouble bills than toilet paper. However, in 2004 President Lukashenko withdrew one-rouble banknotes from circulation"146



BACK

Copying information from this website is only allowed under condition of referring to this web link.

Copyright © 2008 Andrey Gribov
All rights reserved

English version

Монеты с номинальной стоимостью

Введение

Часть 1.
Зачем нужна институциональная теория денег

Часть 2.
Ценные бумаги

Часть 3.
Деньги

Часть 4.
Ошибки законодательства и роль экономической теории

Список литературы

 

0

1000

1300

1450

1769

1815

1850

1875

1913

1940

1980

н.в.

Монеты с номинальной стоимостью

0%

0%

2%

15%

16%

6%

5%

3%

2%

1%

1%

1%

Отдельно необходимо рассмотреть монеты с номинальной стоимостью именно как пример эволюции натуральных денег в кредитные.

Первой из наиболее известных попыток ввести номинальную стоимость денег можно считать попытку императора Нерона, уменьшавшего содержание золота в монете ("портившего" монету, как считали тогда в народе). Таким образом, впервые стоимость металла в монете стала меньше номинальной стоимости монеты, но все равно была достаточно значительной, чтобы определять потребительские свойства металла.

Обращающееся в качестве ювелирных украшений золото сейчас обязательно сплавляется с медью, серебром, никелем и цинком для придания прочности и блеска. Потребительские свойства такого золота становятся выше, но меновая стоимость именно как золотосодержащего материала становиться ниже. Поэтому при небольшом "разбавлении" золотой монеты иными металлами общественного противоречия не возникало. Но как только данная пропорция выходила за рамки приемлемого, с точки зрения общественного сознания, возникали волнения и бунты, которыми общество пыталось изменить точку зрения государственного управителя.

Порча монет

«Изготовление (чеканка) монет первоначально находилось в руках частных лиц (например, в России — «ливцов», «серебряников»). В дальнейшем монетное дело было монополизировано государством и монеты стали чеканить на государственных предприятиях — монетных дворах.

В древнем мире, как уже было сказано выше, монеты изготовлялись из чистого золота и серебра (Греция) или их сплава (Лидия). В дальнейшем в монетный металл стали добавлять лигатуру (например, медь в сплавах с золотом). Увеличение количества лигатуры сверх установленной нормы приводило к порче монет.

Порча монет — это умышленное уменьшение государственной властью веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости, с целью получения прибыли.142  Это значит, что одновременно с монополией на чеканку монет государство получило возможность их портить.

Убывание количества металла в монете происходит, как правило, более или менее заметными частями и достигается различными способами. Например, путем простого уменьшения веса вновь выпускаемой монеты без изменения качества металла или путем ухудшения последнего за счет малоценной примеси (лигатуры), сохраняющей или же увеличивающей вес, а также путем перехода от драгоценного металла к малоценному и т.д.

Порча монет широко практиковалась в рабовладельческом и феодальном обществах, особенно в периоды войн, в связи с напряженным состоянием государственных финансов. Так, в Риме вес монеты, как барометр, постоянно падал по мере возрастания власти и произвола императора или усугубления гражданских смут. Историки свидетельствуют: серебряный денарий при Августе (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) весил 3,89 г.; при Нероне (37—68 гт. н.э.) его вес снизился до 3,41 г и в нем появилось 15 % лигатуры. При Коммоде (161—192 гг.) денарий весил 2,85 г, а количество примесей выросло до 50 %; при Септимии Севере (146—211) они возрастают до 60 % — старые денарии теперь стоят вдвое дороже новых. Зачастую сердцевина монеты была медной, и только сверху имелся тонкий слой серебра. Это было официальным фальшивомонетничеством.»143

И именно эта порча монет показывала силу государства. Народ и торговцы принимали эту монету потому, что во-первых, ее принимали в уплату налогов, во – вторых, видимо государство могло именно принудить торговцев принимать именно эти деньги в оплату товаров.

Монеты начали подразделяться на полноценные и разменные. Полноценные монеты - один из видов денежных знаков в виде слитков (обычно круглой формы), изготовленных из сплава, содержащего благородный металл. Номинальная стоимость полноценной монеты равнялась стоимости содержащегося в ней количества благородного металла (корна). Разменные (неполноценные или биллонные) монеты - один из видов денежных знаков, оформленных аналогично полноценным монетам, но с тем отличием, чтоих номинальная стоимость превышала стоимость сплава, из которого они изготовлены, а также стоимость их изготовления.

Одним из дошедших до нас примером тому могут являться медные монеты, номинированные в серебре, выпущенные в период царствования Николая I (1840 г.). 144

 

Иллюстрации из книги А. Ю. Грибова "Деньги и ценные бумаги: сущность и правовой режим"

  
  

Иллюстрации из книги А. Ю. Грибова "Деньги и ценные бумаги: сущность и правовой режим"

 

В России выпуск князьями неполноценных монет, порча серебряных гривен путем их обрезания, появление "воровских" денег вели к повсеместному исчезновению полновесных монет, волнениям среди населения ("медный бунт" при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в.). Пытаясь найти выход из трудностей, правительство начало чеканить медные деньги, придав им принудительный курс. Следствием стал рост рыночной цены серебряного рубля по сравнению с номиналом, исчезновение серебра из обращения и его сосредоточение у ростовщиков и менял, общее повышение товарных цен.

Трудности "биметаллических" стран объясняются действием закона Коперника - Грэшема (Gresham), открытого в 1526 г. Польским ученым Коперником и в 1560 г. английским финансистом Грэшамом: "Bad money drives good money out of circulation - Плохие (неполноценные) деньги вытесняют из обращения хорошие деньги"145. ЭЭто означает, что, когда в стране одновременно циркулируют два вида монет, связанных между собой легальным соотношением обмена, возникает тенденция к исчезновению тех монет, которые считаются лучшими с точки зрения оценки их коммерческой стоимости. Дело в том, что хорошие деньги либо тезаврируются, либо используются для внешних платежей, либо идут на переплавку и затем обмениваются на плохие деньги.

В конце концов, медные деньги были изъяты из обращения. В конце XVII в. вес серебра в рублевых монетах был уменьшен на 30 %. В России вплоть до XVII в. собственная добыча благородных металлов почти отсутствовала, поэтому монетные дворы, ставшие в XVII в. монополией государства, переплавляли иностранные деньги. Согласно "монетарной регалии" Петра I был наложен жесткий запрет на вывоз из страны слитков драгоценных металлов и полноценных монет, между тем как вывоз порченой монеты разрешался.

По мере роста цен на металлический носитель монеты с низкой номинальной стоимостью сталкиваются с проблемой превышения вещной составляющей стоимости над обязательственной.

«Швейцарское правительство решило с 1 января 2007 г. изъять из обращения монету в 1 сантим ($0,0076). На ее изготовление тратится 11 сантимов, подсчитал министр финансов Ханс Рудольф Мерц. Он планировал сэкономить $230 500, одновременно покончив и с монетой в 5 сантимов, но потребительские организации, опасавшиеся повышения цен при округлении ценников, отстояли ее.

Стоимость металлов в американском центе (97,5% цинка и 2,5% меди) достигла 77% его номинала. А с учетом затрат на чеканку и распределение ($0,0061 на цент) расходы монетного двора США на выпуск цента превысили номинал на 38%. С центом такое уже бывало: в 1982 г. стоимость меди в его составе превысила номинал, и США облегчили монету с 3,1 г до 2,5 г, сократив долю меди с 95% до 2,5%.

Пятиграммовый пятицентовик (75% меди, остальное - никель) обходится американцам в 4,5 цента, а с учетом затрат на работу - в 5,75 цента, на 15% дороже номинала.

Металл, из которого состоят российские монеты, тоже может стоить дороже номинала….. Но сведения о пропорциях металлов в российских монетах засекречены. ….Стоимость металла в мелких монетах близка к номиналу и в России. В копейке металл стоит дороже номинала в несколько раз…..В начале 1990-х гг. ЦБ даже был вынужден прекратить чеканку мелких монет, рассказывал в 2003 г. тогдашний первый зампред ЦБ Арнольд Войлуков: "В наших монетах - медь и никель, и переплавка их даже в полукустарных условиях была выгодна"

…Дешевле сырья могут оказаться даже бумажные деньги. Катастрофическая инфляция в Германии в 1922 г. (цены выросли в 5570 раз) и 1923 г. (в 1300 млрд раз) сделала банкноты дороже бумаги. А в 2003 г. портал для путешественников Inyourpocket.com посчитал, что в Белоруссии в туалетах дешевле использовать рубли, чем туалетную бумагу. Но с 2004 г. президент Лукашенко вывел рублевые купюры из обращения146


СТРАНИЦА ДЛЯ ПЕЧАТИ       |       ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ       |       ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД

Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Copyright © 2017 Грибов А.Ю.
Все права защищены